Руководитель: Золотова Ольга Михайловна
Телефон: нет
Эл. почта: zolotova_olga1@mail.ru
Адрес: г. Мичуринск, ул. Советская, 274, корпус 10, 2 этаж, аудитория № 26а
Кафедра биологии, химии, безопасности жизнедеятельности и методик их преподавания создана на основании решения Учёного Совета университета от 24.06.2025, протокол №15 путём присоединения кафедры «Безопасность жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин» к кафедре «Биологии и химии».
Кафедра биологии, химии, безопасности жизнедеятельности и методик их преподавания является основным структурным подразделением в составе социально-педагогического института, осуществляющим учебную, методическую, научную и воспитательную работу.
Кафедра биологии, химии, безопасности жизнедеятельности и методик их преподавания реализует подготовку обучающихся по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 Педагогическое образование, 43.03.02 Туризм. Научный потенциал кафедры достаточно высок: на кафедре работают высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени и звания, активно занимающиеся научно-исследовательской и научно-методической работой. Кафедра является развивающейся системой и готова к расширению образовательных услуг по различным уровням образования.
Большой вклад в становление кафедры в области биологии внесли Е.Ф. Кошкина, Е.С. Черненко, С.П. Яковлев, Н.П. Романова, М.К. Скрипникова, Ф.А. Смирнов, В.К. Рымашевский, А.Н. Поздняков, И.Г. Фирсов, В.И. Щеголев, Л.И. Касандрова, Л.Ф. Скрылёва; в области химии - И.М Голубев, М.А. Золотов, В.В. Некрасов, В.Ф. Палфитов, Л.П. Петрищева и др.; в области безопасности жизнедеятельности - В.Н. Яценко, М.Ю. Романкина, Л.Г. Корнева, О.А. Матвеева, Г.Б. Черникова, Г.А. Скопинцева и другие.
Большое внимание на кафедре уделяется работе с обучающимися, интересующимися наукой. Научные и исследовательские проекты студентов завоёвывают призовые места на конкурсах различного уровня.
Сотрудники кафедры биологии, химии, безопасности жизнедеятельности и методик их преподавания принимают активное участие в реализации программы непрерывного агробизнес образования под руководством проректора по учебно-воспитательной работе и молодежной политике Чмир Р.А.
Миссия: предоставление образовательных услуг с целью обеспечения общеобразовательных организаций высококомпетентными кадрами в области естественнонаучного образования и безопасности жизнедеятельности.
Тема исследования:
Актуальные проблемы естественнонаучного образования, оптимизация оздоровительного потенциала и безопасной деятельности образовательной организации в современных условиях.
Учебники и уч. пособия:
Околелов А.Ю. и др. Атлас гнездящихся птиц европейской части России // М.: Фитон XXI, 2020 - 908 с.
Околелов А.Ю. и др. Тамбовская энциклопедия // Администрация Тамб. обл.; гл. науч. Ред. А. Ю. Ильин. - 2-е изд., испр., доп. И перераб. - Тамбов : Центр поддержки музейного дела «Провинциальные усадьбы», 2020. – 1016 с.
Верзилин А.В., Федулова Ю.А. Инновационные технологии производства безвирусного посадочного материала земляники: методические рекомендации // Мичуринск – Наукоград: Изд-во ООО «БИС, 2020. – 46 с.
Верзилин А.В., Околелов А.Ю., Петрищева Л.П., Лукьянова Е.А., Микляева М.А. и др. Инновационные проекты Мичуринского государственного аграрного университета в области сельского хозяйства: каталог инновационных проектов / под ред. проф. Ю.В. Трунова // Мичуринск: изд-во Мичуринского ГАУ, 2020. – 130 с.
Кострикин А.В., Бобрович Л.В.. Придорогин М.В. , Кострикин П.А. Экологическое состояние родников и родниковых урочищ города Мичуринска-наукограда // Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2021. – 99 с.
Протасова Е. А., Чмир Р. А., Папихин В.В. Использование достижений современной селекции в формировании исследовательских компетенций // ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 2022. – 74 с.
Кузнецова Н.В. Федулова Ю.А Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / Н.В. Кузнецова, Ю.А. Федулова. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2022. – 171 с.
Воеводская Н.В., Романова С.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование / Н.В. Воеводская, С.В. Романова. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2024. – 62 с.
Научные публикации:
Верзилин А.В., Корабельников В.А., Золотова О.М. Оптимизация элементов технологии выращивания клоновых подвоев яблони в отводковых маточниках // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2025. № 1 (80). С. 18-22.
Корабельников В.А., Верзилин А.В., Золотова О.М. Химический способ дефолиации клоновых подвоев яблони // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2025. № 1 (80). С. 36-40.
Околелов А.Ю. Место аграрного образования в профессиональной подготовке будущего учителя биологии: из истории обучения основам сельского хозяйства от мичуринского государственном учительского института до социально-педагогического института Мичуринского ГАУ //
Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1.
Микляева М.А., Подольский В.С., Толмачев А.Д. Мотивация выбора специальностей аграрной направленности // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1.
Протасова Е.С. Профориентационная работа учителя в ходе профильной подготовки обучающихся классов агротехнологической направленности // В сборнике: Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2025. С. 180-184.
Протасова Е.С., Попова П.П. Модель профориентационной работы будущего учителя в ходе профильной подготовки школьников агротехнологических классов // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1
Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Ефремова А.В. Развитие познавательного интереса у школьников при изучении газов // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1.
Карпачёва Т.В., Балясин Н.В. Пеагогическая мастерская как активная форма проведения занятий в высшей школе // В сборнике: Педагогическая инноватика и непрерывное образование в XXI веке. сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Киров, 2025. С. 176-179
Карпачева Т.В. Патриотическое воспитание в профессиональной подготовке педагога // В сборнике: Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы ХХI Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов, 2025. С. 240-244.
Карпачёва Т.В., Воеводская Н.В. Актуальные вопросы обеспечения безопасности образовательной организации // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1
Карпачёва Т.В., Петрищев М.Г. Формирование навыков пожаробезопасного поведения школьников в курсе «основы безопасности и защиты Родины» // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1.
Романкина М.Ю., Коробов А.А. Исследовательские способности обучающихся в системе естественнонаучного дополнительного образования // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1.
Романкина М.Ю. Особенности организации туристического кружка в образовательной организации // Наука и Образование. 2025. Т. 8. № 1.
Околелов А.Ю., Ламонов В.В., Иванов А.П., Микляева М.А. К вопросу о гнездовом статусе малого подорлика в Тамбовской области // В сборнике: Орнитология: современное состояние, проблемы и перспективы изучения. материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Благовещенск, 2024. С. 100-107.
Околелов А.Ю., Гуров Д.В., Микляева М.А. Реализация проектной деятельности в условиях аграрного вуза // В сборнике: Новые технологии в аграрном образовании. материалы V Всероссийской (национальной) научно-методической конференции с международным участием. Мичуринск-наукоград РФ, 2024. С. 215-218.
Околелов А.Ю., Околелова А.О. Традиции подготовки педагогических кадров в Козлове-Мичуринске // В сборнике: Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 226-229.
Околелов А.Ю., Ламонов В.В., Иванов А.П., Микляева М.А. К вопросу о гнездовом статусе малого подорлика в Тамбовской области // В сборнике: Орнитология: современное состояние, проблемы и перспективы изучения. материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Благовещенск, 2024. С. 100-107.
Микляева М.А., Околелов А.Ю., Микляева М.С., Попова Д.С. Применение биотехнических мероприятий по привлечению птиц как метода получения экологически чистой продукции садоводства // В сборнике: Инновационные технологии в высшем образовании. материалы ежегодной Национальной научно-методической конференции. Ульяновск, 2024. С. 128-132.
Микляева М.А., Балашова М.А., Околелов А.Ю.
Конкурс как инновационная образовательная технология // В сборнике: Новые технологии в аграрном образовании. Материалы V Всероссийской (национальной) научно-методической конференции с международным участием. Мичуринск-наукоград РФ, 2024. С. 213-215.
Микляева М.А., Болдырева А.С., Попова Д.С., Микляева М.С. Внеурочная работа по формированию функциональной грамотности при реализации агробизнес-образования // В сборнике: Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 69-72.
Лукьянова Е.А. Использование цифровых технологий при обучении биологии в средней школе // В сборнике: Инновационные технологии в высшем образовании. материалы ежегодной Национальной научно-методической конференции. Ульяновск, 2024. С. 114-117.
Лукьянова Е.А. Фитоинвазионные популяции в Тамбовской области // В сборнике: Почвы и их эффективное использование. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора, академика РАЕН Ирека Галеевича Юлушева. Киров, 2024. С. 219-224.
Лукьянова Е.А., Соломатина Е.Н. Биологические особенности некоторых декоративных однолетников в условиях города Мичуринска // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1.
Лукьянова Е.А., Шаламова Т.В. Проблема биологических инвазий как составляющая экологической безопасности // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 2.
Протасова Е.С., Аманова Г.Г. Моделирование элективных курсов по агротехническим приемам выращивания садовых, овощных культур и лекарственных растений // В сборнике: Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 21-25.
Протасова Е.С. Формирование сельскохозяйственной биотехнологической компетенции у студентов-биологов спи в рамках прохождения учебной практики научно-исследовательской работы // В сборнике: Актуальные проблемы химического и биологического образования. материалы XIII всероссийской научно-методической конференции. Москва, 2024. С. 223-228.
Попова Е.Е., Золотова О.М., Попов А.В. Контроль знаний учащихся при использовании парацентрической технологии обучения // В сборнике: Новые технологии в аграрном образовании. Материалы V Всероссийской (национальной) научно-методической конференции с международным участием. Мичуринск-наукоград РФ, 2024. С. 219-222.
Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Организация проектной деятельности в детских оздоровительных лагерях агротехнологической направленности // В сборнике: Новые технологии в аграрном образовании. материалы V Всероссийской (национальной) научно-методической конференции с международным участием. Мичуринск-наукоград РФ, 2024. С. 222-225.
Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Игровые технологии как средство повышения эффективности обучения химии // В сборнике: Актуальные проблемы химического и биологического образования. материалы XIV всероссийской научно-методической конференции. Москва, 2024. С. 263-268.
Золотова О.М., Попова Е.Е., Ершова А.В. // Применение образовательных технологий при изучении химии // В сборнике: Актуальные проблемы химического и биологического образования. материалы XIII всероссийской научно-методической конференции. Москва, 2024. С. 113-116.
Золотова О.М., Попова Е.Е., Попова П.В. Дифференцированный подход в обучении химии как средство развития индивидуальных способностей обучающихся // В сборнике: Новые технологии в аграрном образовании. Материалы V Всероссийской (национальной) научно-методической конференции с международным участием. Мичуринск-наукоград РФ, 2024. С. 192-195.
Золотова О.М., Попова Е.Е., Вавилова П.С. Элективные курсы как составная часть профильного обучения // В сборнике: Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 217-220.
Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Бекетова Т.С. Квиз как технология формирования познавательного интереса в высшей школе // В сборнике: Инновационные технологии в высшем образовании. материалы ежегодной Национальной научно-методической конференции. Ульяновск, 2024. С. 284-292.
Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Бекетова Т.С. Использование метода конфликтов в технологии творческих мастерских при реализации экологического образования и воспитания школьников на уроках химии // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1.
Кострикин А.В., Петрищева Л.П., Бастрыкина Н.С. Некоторые особенности и материалы формирования понятия "химический эквивалент" в 11 классе средней общеобразовательной школы // В сборнике: Актуальные проблемы химического и биологического образования. материалы XIII всероссийской научно-методической конференции. Москва, 2024. С. 120-123.
Федулова Ю.А., Федулова Я.А. Формирование экологической компетенции в профильных классах при изучении биологических особенностей хеномелеса // В сборнике: Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 49-52.
Федулова Ю.А., Куклина А.Г., Кольцов В.А. Характеристика сортов хеномелеса по содержанию в плодах биологически активных фенольных соединений // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2024. № 2 (77). С. 24-28.
Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В., Федулова Я.А.
Использование интерактивных методов обучения во внеаудиторной работе студентов // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 2.
Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А. Лэпбук как инструмент развития инициативности у обучающихся младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1.
Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А. Перспективно-опережающие самостоятельные работы обучающихся высшей школы // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1.
Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А. Реализация межпредметной интеграции в экологическом образовании // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1.
Воеводская Н.В. Изучение физического развития и типологических особенностей телосложения подростков // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 1.
Воеводская Н.В., Романова С.В. Изучение влияния факторов школьной среды на здоровье обучающихся // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 4.
Воеводская Н.В. Особенности развития системы кровообращения в дошкольном возрасте // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 4.